Deutsch English Фонд Шуховская Башня
Наши партнеры
Московский Дом Фотографии


Объединенная металлургическая компания


МУАР - музей архитектуры


Строительная компания Амстрой


Мышгород - город музеев


Усадебно промышленный комплекс


 
07.11.2008
 7 ноября 2008 года исполнилось 80 лет нефтепроводу «Грозный – Туапсе», построенному по разработкам и  под  техническим руководством конструктора первых отечественных нефтепроводов и оборудования предприятий нефтяной отрасли России академика Владимира Григорьевича Шухова. 
 
Нефтепровод Грозный-Туапсе
 
 
Первый отечественный  нефтепровод «Балаханы – Чёрный город»,  построенный  В.Г. Шуховым и вступивший в эксплуатацию в декабре 1878 года на территории бывшей Российской империи, а ныне современного Азербайджана,  был промысловым и вошел в историю как родоначальник гигантской сети магистральных трубопроводов, эксплуатирующихся в настоящее время.

Спустя 50 лет, в 1928 году, нефтепровод «Грозный – Туапсе» протяженностью 618 км, проект которого был предложен и обоснован академиком В.Г. Шуховым для транспортировки нефти из грозненского района нефтедобычи к побережью Чёрного моря в порт Туапсе, стал  первым крупным российским магистральным нефтепроводом.

Строительство нового нефтепровода началось в 1927 году. Проектирование и строительство объекта возглавила экспертно-техническая комиссия Госплана СССР под руководством академика Шухова. На тот момент это было едва ли не самое современное технологическое сооружение в мире. Впервые при проектировании нефтепровода были использованы петли трубопровода, что позволило значительно повысить его пропускную способность. При строительстве нефтепровода использовались 10-дюймовые стальные трубы отечественного производства, а для соединения труб на нефтепроводе «Грозный – Туапсе» впервые в мире была применена электродуговая сварка труб большого диаметра.

2 марта 1927 года произошла закладка нефтеперегонного завода и Туапсинской ветви нефтепровода на Грозный. Нефтепровод возводился ударными темпами, и уже к концу года были возведены все 11 перекачивающих станций.

Нефтепровод «Грозный – Туапсе» торжественно открыли к 11 годовщине Октябрьской революции — 7 ноября 1928 года. Одновременно произошло и торжественное открытие нефтяного пирса в Туапсе, определившего дальнейшее развитие нефтеналивного района Туапсинского порта. 5 декабря 1928 года в резервуары туапсинской нефтебазы поступила первая нефть. 29 марта 1929 года первый танкер-бензовоз «Нефтесиндикат СССР» пришел в Туапсе. В апреле состоялся пробный налив горючего. В 1938 году, с началом добычи нефти в Краснодарском крае, головной участок нефтепровода стал использоваться как продуктопровод, а по конечному его участку транспортировалась нефть от краснодарских промыслов в районе Майкопа до Туапсе.

Туапсинский нефтеперерабатывающий завод (ныне принадлежащий компании «Роснефть») и нефтебаза, осуществляющая перевалку нефтепродуктов на железную дорогу и на морские суда,  (принадлежащая ООО «Роснефть—Туапсенефтепродукт») были построены как элементы инфраструктуры нефтепровода «Грозный – Туапсе».

В свое время нефтепровод «Грозный – Туапсе»  благодаря оригинальным техническим решениям и сложности самого проекта являлся образцовым, и отработанные на нём технические и технологические решения были использованы при строительстьве нефтепровода «Баку–Батуми».  Эксплуатация трубопровода «Грозный – Туапсе» была прекращена в 1968 году, после того как был построен более современный и рентабельный нефтепровод «Тихорецк–Туапсе», ныне эксплуатируемый ОАО «Черномортранснефть». Однако  в  Майкопе и  Туапсе до сих пор сохранились  некоторые элементы инфраструктуры нефтепровода «Грозный – Туапсе», построенные ещё    при  В.Г. Шухове. На территории Краснодарского края сохранились несколько клёпаных стальных резервуаров Шухова. В  Туапсе на нефтеперерабатывающем заводе, на нефтебазе и в районе нефтяного терминала порта сохранились некоторые шуховские конструкции. При правильной организации туристического доступа к этим объектам, организации специальных экскурсий и развитии прилегающей туристической инфраструктуры, эти памятники технической культуры и  индустриализации России  могли бы стать привлекательными для многих зарубежных туристов.
 
Фонд «Шуховская башня»  считает необходимым обратить внимание общественности, административных и  коммерческих структур на государственную охрану и  реставрацию  немногочисленных российских  памятников, расположенных в Краснодарском крае. 
 
Памятники индустриальной культуры подчеркивают благородный вклад России в  развитие Северного Кавказа, являются туристическими достопримечательностями, а их значимость становится  особенно актуальной в  связи с проведением зимней Олимпиады в Сочи.
 
Нефтяная отрасль является гордостью России и  это надо достойно продемонстрировать  гостям  Олимпиады.
  
В оставшееся до сочинской Олимпиады время нужно  произвести необходимые работы, связанные с   реставрацией и   консервацией памятников индустриального наследия на территории Краснодарского края, включая объекты  для транспортировки, хранения и переработки нефти, построенные по проектам  Владимира Григорьевича Шухова.
  
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Архив:
> Новости фонда за 2003 - 2017 годы
> Пресс-релизы фонда за 2005-2006 годы
 
© 2017. Шуховская Башня.