Deutsch English Фонд Шуховская Башня
Наши партнеры
Московский Дом Фотографии


Объединенная металлургическая компания


МУАР - музей архитектуры


Строительная компания Амстрой


Мышгород - город музеев


Усадебно промышленный комплекс


 
16.10.2009

Через неделю 23 октября исполняется 175 лет со дня рождения великого русского промышленника, аристократа  и  мецената  Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, подарившего России Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. А.С.Пушкина) и  более десятка прекрасных храмов и  благотворительных учреждений. Ю. С. Нечаев-Мальцов, входивший в конце XIX — начале XX века в число двенадцати самых богатых людей России, истратил на меценатство и помощь людям две трети своего огромного состояния. Его социальная ответственность может служить благородным примером для современных российских бизнесменов.

Ввиду того, что в  1937 году Музею изящных искусств советской властью необоснованно было присвоено имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, Совет Фонда «Шуховская башня» выступает с  предложением о переименовании ГМИИ к его столетию в  2012 году и  присвоении ему имени великого мецената Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, обеспечившего создание этого музея и  принявшего непосредственное деятельное участие в  руководстве строительством, в  формировании первоначальной коллекции и приобретшего для экспозиции музея большое количество произведений зарубежных мастеров. Фонд призывает современных отечественных бизнесменов и  руководство страны профинансировать восстановление комплекса усадьбы Нечаевых в  Полибино, как мемориала традиций меценатства в  России. Фонд также призывает сделать пожертвования на проведение выставок о деятельности Юрия Степановича Нечаева-Мальцова в  Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, Липецке, Рязани, Туле, Нижнем Новгороде, Гусе-Хрустальном и других городах России.
 
 
 
Нечаев-Мальцов Юрий Степанович
 
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913)
 
Благотворительность и  меценатство являлись семейной традицией аристократов Нечаевых. Степан Дмитриевич Нечаев – обер-прокурор Святейшего синода, сенатор  и  отец Юрия Степановича потратил на социальную ответственность большую часть своего состояния. Он был первым исследователем Куликова поля и создал первый в России музей Куликовской битвы, победа в которой освободила Русь от векового ига Золотой орды и  послужила началом объединения русских земель в  единое централизованное государство.  Находился этот музей  в  старинном родовом дворце  усадьбы Нечаевых Полибино, расположенной недалеко от Куликова поля (сейчас село Полибино Данковского района Липецкой области).
 
Степан Дмитриевич первым предложил создать на Куликовом поле мемориальный памятник и  храм Сергия Радонежского для увековечения Победы русского воинства в  Куликовской битве,  сделал основноё пожертвование и  провёл сбор средств для реализации этого замысла. По инициативе С. Д. Нечаева тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 году выступил с  ходатайством перед императором Александром I о создании мемориального памятника на Куликовом поле. В 1836 году, император Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска А. П. Брюллова. Во время празднования 470-ой годовщины Победы в Куликовской битве 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт в   присутствии губернатора, представителей дворянства,  духовенства  и  множества  крестьян.
 
Памятник в честь Победы на Куликовом поле
 
Памятник в честь Победы на Куликовом поле
 
После установки мемориальной колонны на месте Победы в Куликовской битве Степан Дмитриевич Нечаев сделал пожертвование и  начал сбор денег на сооружение храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Святой Сергий Радонежский благословил русское воинство  перед  Куликовской битвой  и  дал  из  своего  монастыря  князю  Дмитрию Донскому монахов-богатырей Родиона Ослябю и Александра Пересвета, победившего в  единоборстве перед битвой монгольского богатыря Челубея  и  вдохновившего  русских  на  Победу.  
 
За свою жизнь Степан Дмитриевич Нечаев истратил огромные деньги на благотворительную деятельность и  его дело продолжил сын —  великий меценат России Юрий Степанович Нечаев-Мальцов.  Он окончил юридический факультет Московского университета и  поступил на дипломатическую службу. Во время путешествий по странам Европы зародилась и  окрепла у  Нечаева-Мальцова любовь к искусству, которая и  определила впоследствии его судьбу, связанную с Московским музеем изящных искусств, ныне Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
 
После смерти С. Д. Нечаева тульское духовенство активно поддержало идею постройки храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Юрий Степанович  также сделал  пожертвование на проект и  строительство собора. В 1911 году архитектором А. В. Щусевым был сделан проект. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле строился четыре года (1913-1917).
 
 
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
 
Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле
 
В 1880 Юрий Степанович получил от своего дяди, одного из богатейших русских олигархов того времени, Ивана Сергеевича  Мальцова (1807–1880) огромное наследство.  При вступлении в  права наследования он  по завещанию стал обладателем двойной фамилии Нечаев-Мальцов.  Юрий Степанович, используя свои зарубежные связи, приобретённые на дипломатической службе, организовал производство художественного хрусталя в городе Гусь, при нем получившем название Гусь-Хрустальный.  Нечаев-Мальцов приумножил состояние дяди эффективным управлением и  продолжил традиции социальной ответственности отца, потратив  огромные средства на благотворительность.
 
В 1885 году он основал во Владимире Техническое училище имени своего дяди Ивана Сергеевича Мальцова. Затем воздвиг в  центре города Гусь-Хрустальный, храм Святого Георгия по проекту Н. Л. Бенуа. В селе Березовка недалеко от имения Нечаевых Полибино по воле Юрия Степановича был построен храм Дмитрия Солунского в память русских воинов, павших в Куликовской битве. Уникальный по архитектуре храм возведён по проекту великих зодчих А. Н. Померанцева и В. Ф. Шухова. Мозаики в  храме были сделаны знаменитым петербургским мастером В. А. Фроловым по эскизам великого художника В.М.Васнецова. Вслед за храмами в Гусь-Хрустальном была построена богадельня имени И. С. Мальцова, а в Москве, на Шаболовке 33, в 1906 был построен комплекс дворянской богадельни имени Ю. С. Нечаева-Мальцова (архитектор Роман Клейн).
 
Храм в Берёзовке
 
Храм Дмитрия Солунского в Берёзовке
построен Юрием Степановичем Нечаевым-Мальцовым
в честь русских воинов, павших в Куликовской битве
 
 
Проживая в  Санкт-Петербурге, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов попечительствовал Морскому благотворительному обществу, Николаевской женской больнице, Сергиевскому православному братству, помогал Дому призрения и ремесленного образования бедных детей, с 1910 был попечителем Школы Императорского Женского патриотического общества имени Великой Княгини Екатерины Михайловны. Долгое время был членом Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, на основе которого в 1893 под покровительством принцессы Е. М. Ольденбургской возникла Община сестер милосердия святой Евгении Красного Креста. Став вице-президентом Общины, пожертвовал деньги на строительство под ее эгидой двух больничных корпусов и здания богадельни для престарелых сестер милосердия. Финансировал деятельность медицинских учреждений, субсидировал журнал «Художественные сокровища России», выходивший под редакцией А. Н. Бенуа, а затем А. В. Прахова.
 
Благодаря Юрию Степановичу Нечаеву-Мальцову до наших дней ещё сохранилась первая в мире гиперболоидная конструкция, ажурная сетчатая стальная башня удивительной красоты, расположенная сейчас у дворца Нечаевых в Полибино. Уникальная водонапорная башня построена великим русским инженером В.Г.Шуховым для крупнейшей дореволюционной Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, проходившей в 1896 году. Она потрясла посетителей выставки необычностью и красотой формы. После окончания выставки уникальный шедевр купил Ю. С. Нечаев-Мальцов. Башня была перевезена в разобранном виде в  Полибино и установлена В. Г. Шуховым рядом с  дворцом Нечаевых. Гиперболоидные конструкции впоследствии строили многие великие архитекторы: Гауди, Ле Корбюзье, Оскар Нимейер. Шуховские сетчатые гиперболоидные башни востребованы и в настоящее время. Самая большая в мире телебашня, гигантская 610-метровая гиперболоидная сетчатая конструкция, соответствующая патенту В. Г. Шухова и очень похожая на башню у дворца Нечаевых в Полибино, возведена в 2005-2009 годах в Гуанчжоу в Китае. Сейчас в  Полибино нередко приезжают зарубежные специалисты и  архитекторы и, благодаря Юрию Степановичу, они пока ещё имеют возможность видеть и  изучать первую в мире гиперболоидную сетчатую башню-оболочку.
 
 
Первая в мире гиперболоидная конструкция 
 
Башня В.Г. Шухова у дворца Нечаевых в Полибино
 

В историю Ю. С. Нечаев-Мальцов вошел как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ГМИИ имени А. С. Пушкина) в Москве, пожертвовав на его строительство около 80% необходимых денег. Профессор Иван Владимирович Цветаев, отец поэтессы Марины Цветаевой и инициатор создания музея, обратился к властям и к состоятельным аристократам с просьбой внести пожертвования на строительство музея. Казна выделила 200 тысяч рублей, но этих денег не хватало. И тогда Цветаев обратился за помощью к Нечаеву-Мальцову. Результат встречи с  Юрием Степановичем превзошел все ожидания. Первый же вклад составил  500 тысяч рублей, а в итоге сумма пожертвований Нечаева-Мальцова на Музей изящных искусств соствила около 2 миллионов царских рублей (эквивалентных полутора миллиардам современных долларов).

В своих воспоминаниях Марина Цветаева писала: "Нечаев-Мальцов стал главным, широко говоря, единственным жертвователем музея".
На его средства из  Италии были выписаны искусные каменотёсы; он оплатил оформление центральной парадной лестницы разноцветными породами венгерского мрамора— серого, желтого, розового, красного, зеленого и «Белого зала», украшенного 36 колоннадами,— голубым фризом с  золотым орнаментом и изящной медной дверью. И это не считая первого его пожертвования— двадцатиметрового фриза— копии мозаичных панно собора Святого Марка в  Венеции. 300 рабочих, нанятых Нечаевым-Мальцовым, добывали на Урале белый мрамор особой морозоустойчивости; когда же выяснилось, что десятиметровые колонны для портика сделать в России невозможно, Юрий Степанович заказал их в Норвегии, зафрахтовал пароход для их доставки морем и  баржи для сплава по рекам до самой Москвы. За заслуги в создании музея изящных искусств Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был  награжден орденом Александра Невского. На фасаде здания музея, который с  1937 года необоснованно носит имя А. С. Пушкина, ещё до революции установлена мемориальная доска с барельефом Ю. С. Нечаева-Мальцова.
 
Музей изящных искусств в 1912 году
 
Музей изящных искусств (ныне ГМИИ) в 1912 году.
Фото К. А. Фишера
 
Юрий Степанович Нечаев-Мальцов был похоронен на Новодевичьем кладбище в  Москве, рядом со своим отцом и  матерью. Семейный склеп Нечаевых был уничтожен в  советское время. Церковь Дмитрия Солунского в  Берёзовке сильно пострадала (колокольня разрушена, уникальные мозаики и  росписи уничтожены). Дворянская богадельня в  Москве упразднена и  в  её здании расположено одно из подразделений Министерства образования. До революции в усадьбе Полибино у  Ю. С. Нечаев-Мальцова гостили и творили Л. Н. Толстой, И. Е. Репин, И. К. Айвазовский, К. А. Коровин, В.Д.Поленов, В. В. Васнецов, И. В. Цветаев, А. Н. Бенуа, Ольга Книппер-Чехова, Анна Ахматова. А после революции дворец Нечаевых в  Полибино, построенный ещё в  XVIII веке знаменитым архитектором В. И. Баженовым и расписанный И. К. Айвазовским, был разграблен и  все росписи были уничтожены. Первое в мире сооружение гиперболоидной формы, башня В. Г. Шухова у дворца в Полибино, более 30 лет страдает от коррозии и  требуется срочный ремонт её основания. Только Государственный музей изобразительных искусств находится в достойном состоянии, но почему-то в советское время ему присвоили имя А. С. Пушкина.
 
Фонд «Шуховская башня» проводит кампанию по сохранению наследия Великого русского мецената. В  начале 2008 года фонд обратился к руководству страны с  просьбой реставрировать усадьбу Нечаевых в  Полибино к столетию Государственного музея изобразительных искусств. 18 июня в  Полибино совместно с Государственной дирекцией по охране культурного наследия Липецкой области была проведена прессконференция о сохранении первой Шуховской башни и  Нечаевского дворца, которые с  1974 года являются памятниками архитектуры федерального значения и находятся  под охраной государства.
 
 
Дворец Нечаевых и башня Шухова в Полибино
 
Современное состояние дворца Нечаевых в Полибино.
Архитектор В.И. Баженов, XVIII век
 
 
Фонд призывает к сотрудничеству бизнесменов и представителей власти, заинтересованных в  увековечивании памяти о Юрии Степановиче Нечаеве-Мальцове, сохранении  усадьбы Нечаевых в   Полибине  и   развитии традиций  меценатства.
 
 
 
ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ЦЕНИТЕЛЕЙ РУССКОГО ИСКУССТВА
 
История  семьи  великих  меценатов  Нечаевых 
 

…Кто же такие Нечаевы … Дмитрий Степанович Нечаев (1742-1820) был ценителем русского искусства. Об этом свидетельствует не  только проявленный им интерес к делу создания куликовских памятников, но прежде всего то, что именно при нем в Полибино был построен родовой дворец в стиле ампир. В этом дворце Д. С. Нечаев положил начало делу, продолженному его потомками, —  созданию картинной галереи, библиотеки  и  музея археологических находок с  поля Куликова.

Сын Д. С. Нечаева —  Степан Дмитриевич (1792-1860) —  дружил с декабристами.  Не только от декабристских воззрений С. Д. Нечаева, но и от семейных традиций идет его интерес к живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. … Его поэзия теснейшим образом связана с музыкой. Живопись также всегда увлекала С.Д.Нечаева. Он пишет статьи о старинных иконах, собирает произведения современной ему живописи. В ряде писем С.Д.Нечаев не раз упоминает о различных картинах, многие из которых находились в родовом дворце Нечаевых в Сторожеве-Полибине. Там был портрет известного писателя и прогрессивного общественного деятеля XVIII века Н.И.Новикова кисти художника Добровольского, портрет Д.В.Давыдова, картины Айвазовского … и работы других. Был там и портрет самого С.Д.Нечаева кисти Тропинина.

Нечаева интересует скульптура — причем здесь, как и во всем, он обнаруживает разносторонность интересов: от культуры древних народов до современной скульптуры. С.Д. Нечаев хорошо знал знаменитого скульптора XVIII — начала XIX века И.П.Мартоса. … Нечаев вел переписку с Мартосом по поводу создававшегося им проекта памятника Дмитрию Донскому. … его борьба за создание памятников на месте Мамаева побоища 1380 года, на знаменитом поле Куликовом. Он выступает в роли археолога и историка, публикует целый ряд статей об этих событиях, обращается с письмами и донесениями к администрации, ратуя за создание памятников … 8 сентября 1850 года состоялось торжественное открытие обелиска на иоле Куликовом. Этому событию Нечаев посвятил статью, которую по меньшей мере трижды перепечатали разные газеты. … До конца своей жизни Нечаев стремился своей деятельностью напоминать о славных подвигах 1380 года. Незадолго до смерти он занимается сбором средств "на построение каменного храма над прахом воинов, убиенных на Куликовом поле". Только после его смерти храм-памятник Сергия Радонежского на Куликовом поле был, наконец, построен.

В области архитектуры интересы Нечаева также широки. …Нечаев был дружен со многими знатоками русского искусства — декабристом А.А.Бестужевым, писателем В.Ф.Одоевским, журналистом Н.А.Полевым, а также с З.А.Волконской и другими.

Любопытна такая деталь, характеризующая облик этого незаурядного человека: когда он был при смерти, выяснилось, что его не на что будет хоронить. Все свое состояние он истратил на благотворительную деятельность и на приобретение предметов искусства.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцев унаследовал от отца тяготение к искусству и науке, беззаветное желание служить им до конца; от дяди Мальцева вместе с фамилией — большое наследство и деловую хватку заводчика-предпринимателя.

Да, он был заводчиком. Но он — внук Д.С.Нечаева …При нем обогатился новыми экспонатами музей в Сторожеве-Полибине. На его средства был создан чудесный храм Георгия Победоносца в Гусе Хрустальном. Еще 20 лет назад можно было видеть в нем прекрасные фрески художника Васнецова. …
 
Музей изящных искусств в Москве, неизвестно почему называющийся сейчас Музеем изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, в значительной мере обязан своим существованием именно Ю.С.Нечаеву. Профессор И.В.Цветаев писал, что Ю.С.Нечаев "принес делу созидания музея неустанную энергию, большое количество времени и нежданные раньше колоссальные материальные жертвы", вся мраморная облицовка здания, величественные колонны и фризы, изящные портики, лестница из разноцветного мрамора строились на средства, предоставленные Нечаевым. Он сам "отправился в зимнее время на Урал во главе экспедиции из горных инженеров, архитекторов и лиц, специально знающих избранную местность, и когда произведенные разведки показали, что на данной комитету горе содержится несметное количество белого мрамора, он доставил нужные материальные средства для выломки этого камня, который впервые тогда избираем был на серьезное строительное дело". Разноцветный мрамор он подбирал также в Венгрии, Норвегии и других странах, гранит для фундамента — в Финляндии. … Цветаев пишет далее: "Но далеко не одними материальными средствами ограничиваются заслуги Ю.С.Нечаева-Мальцева пред созидаемым Музеем изящных искусств. С 1897 года он проводит по нескольку месяцев в Москве ежегодно и здесь живет почти исключительно интересами и делами музея, и нет такого детального вопроса; который не составлял бы предмета его неослабных попечений" Ю.С.Нечаев познакомился с рядом специалистов в области искусства, в поисках экспонатов объездил Египет, Грецию, Италию, Англию, Францию, Германию. К оформлению залов он привлек художников Семирадского, Васнецова и Поленова. "Юрий Степанович, — пишет современник, — встал на ту точку зрения, что новый музей должен быть во всех отношениях музеем изящных искусств, должен не только хранить в себе памятники изящных искусств, но и сам по себе быть таковым памятником. По его мысли, музей должен быть художественно-образовательным учреждением не только для студентов университета, но и для широкой публики, для Москвы и для всей России. В нем должны почерпать художественное поучение мастера, кустари и рабочий люд". В постройку он вложил свою душу, свои сердечные симпатии, постоянные труды".

Мы должны также помнить о роли Ю.С.Нечаева в создании такого шедевра русского искусства, как Георгиевский храм в Гусе Хрустальном или высокохудожественная церковь в селе Березовка Данковского района и других.

Проект Музея изящных искусств возник в кружке Зинаиды Александровны Волконский (1792-1862), то есть мы возвращаемся опять к декабристу С.Д.Нечаеву, тесно связанному с кружком "Северной Коринны", как он называл Волконскую в посвященных ей стихах. Сын декабриста осуществлял мысли отца и его друзей о создании русского музея искусства.

В наше время сбылись мечты Нечаевых — музей стал художественно-образовательным учреждением для широкой публики, для Москвы и для всей России, для всего народа.
 
 
 
Публикации о переименовании ГМИИ:
 
 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Архив:
> Новости фонда за 2003 - 2017 годы
> Пресс-релизы фонда за 2005-2006 годы
 
© 2017. Шуховская Башня.